длительность: 97 минут
чёрно-белый
aspect ratio: 1,37:1

Производство: An RKO Radio Picture, США
Продюсер: Альфред Хичкок (не указан в титрах)
Павильонные съёмки: студия RKO
Натурные съёмки: Майами, штат Флорида (кадры для фона для титров); Калифорния; Рио де Жанейро, Бразилия;
Съёмочный период: октябрь 1945 - февраль 1946 года
Дата релиза: 15 августа 1946 года

Сценарий: Бен Хехт (Ben Hecht)
Оператор: Тед Тетцлаф (Ted Tetzlaff)
Композитор: Рой Уэбб (Roy Webb)

В главных ролях:
Кэри Грант (Cary Grant) - Девлин (Devlin)
Ингрид Бергман (Ingrid Bergman) - Алисия Хюберман (Alicia Huberman)
Клод Рейнс (Claude Rains) - Александр Себастьян (Alexander Sebastian)

Камео Хичкока:

на 60й мин. фильма - один из гостей на большом приёме в доме у Алекса Себастьяна. Мы видим его пьющим шампанское.

из книги Трюффо Кинематограф по Хичкоку:
В конце войны в Америке нацистский агент приговаривается к тюремному заключению. Его дочь Алисия, непричастная к его деятельности, ведёт бурную жизнь. Однажды к ней обращается правительственный агент по имени Девлин с просьбой выполнить одну секретную миссию. Она принимает предложение, и они оба отправляются в Рио. Между ними завязывается любовь, но Девлин не вполне доверяет девушке из-за её прошлого и пытается сохранить определенную дистанцию. Задание, порученное Алисии, состоит в том, чтобы установить связь с неким Себастьяном, бывшим другом её отца, в доме которого нашли приют обосновавшиеся в Бразилии важные лица нацистского движения. Алисия успешно справляется с этой частью задания и становится своим человеком в доме Себастьяна. Он влюбляется в неё и предлагает выйти за него замуж. Она надеется, что Девлин будет против, но он воздерживается, и она соглашается на брак. <...>

Сценарий

Идея снять фильм о женщине, которой приходится жертвовать своими чувствами и ради долга выйти замуж за нелюбимого мужчину, пришла к Хичкоку в 1944 году. В то время он был связан многолетним контрактом с продюсером Дэвидом Селзником и работал над фильмом Завороженный, главную женскую роль в котором играла Ингрид Бергман. Хичкок хотел снимать её и в своём следующем фильме. О своей идее он неоднократно упоминал в беседах со своими друзьями и коллегами. Хичкок собирался назвать фильм Who is my love? т.е. Кто моя любовь?

15 сентября 1944 года Хичкок обедал с William Dozier, продюсером RKO, которому обрисовал в общих чертах идею своего фильма. Тот согласился, что из этого может получится захватывающее кино. И уже скоро Dozier обсуждал с Селзником возможность заключения комплексной сделки по предоставлению в распоряжение RKO для работы над новым фильмом той же команды, которая трудилась над фильмом Завороженный, т.е. Альфреда Хичкока (режиссёр), Ингрид Бергман (испольнительница главной женской роли) и Бена Хехта (сценарист) - все они были связаны контрактами с Селзником и RKO хотела их "купить в одном пакете" (по выражению самого Хичкока). Но Селзник в то время не был уверен, что не захочет сам заняться производством этого фильма.

В начале 1945 года Хичкок получил от Селзника предложение начать работу над сценарием вместе с Беном Хехтом. Хичкок отправился в Найяк, небольшой пригород Нью-Йорка, где жил Хехт, и в течение трёх недель они придумывали главные сцены к первому наброску сценария. Бывало, что Хичкок и Хехт запирались в его рабочем кабинете и обсуждали фильм целый день - с девяти утра до шести вечера. На ночь Хичкок возвращался в свой номер в отеле Сейнт-Реджис в Нью-Йорке, где изменял на свой лад все то, что придумал Хехт. Хичкоку легко работалось со своим сценаристом, потому что тот спокойно относился к тому, что Хич изменял написанные им сцены по своему усмотрению. Вскоре оформилось окончательное название фильма - Дурная слава.

Для Хичкока главной в этом фильме была любовная история - о том, как один мужчина толкает женщину в постель к другому, потому что это его профессиональная обязанность. Политика мало интересовала Хичкока, но нужно было придумать что-то, что объясняло бы присутствие нацистов в Бразилии. Хичкок рассказывал позже, что они с Хехтом думали о добыче промышленных алмазов и пр., и однажды он спросил Хехта: "А что насчет урана?" Но тот лишь пожал плечами и сказал, что это не имеет значения - один макгаффин ничем не лучше другого, раз главное в этом фильме любовная история.

В конце марта Хичкок и Хехт прибыли в Лос Анджелес и Селзник прочитал вариант сценария, который у них получился. Селзник спросил Хичкока про уран. Тот ответил: "Насколько я знаю, уран - это нестабильный элемент (совсем как мир) и каждый знает, что он очень редкий. И раз однажды Резерфорд расщепил атом урана, получив огромное количество энергии, то, мне кажется, кто-нибудь когда-нибудь захочет сделать из него бомбу". В апреле Хичкок и Хехт по распоряжению Селзника собирались у него дома, чтобы вместе доработать сценарий. Встречи начинались очень поздно, обычно не раньше одиннадцати вечера, что вызывало недовольство Хичкока. Но в сентябре Селзник, полностью занятый съемками эпического фильма Дуэль под солнцем, все-таки продал производство Дурной славы RKO за 800 тыс. долларов и половину всего дохода от фильма. Так что Хичкок и Dozier теперь приобрели обязанности продюсеров.

Кастинг

На главные роли были приглашены Кэри Грант и Ингрид Бергман. Кэри Грант уже снимался у Хичкока пять лет назад в фильме Подозрение, а Ингрид Бергман сыграла главную роль в предыдущем его фильме Завороженный. Хичкок тогда по словам очевидцев был одержим Ингрид Бергман (она стала одной из так называемых хичкоковских блондинок) и эту роль - женщины, пользующейся дурной славой, он придумал, судя по всему, именно для нее. Клода Рейнса на роль симпатичного злодея предложил Dozier. В Дурной славе, фильме про нацистов, снялось много немецких актеров, в том числе известная в довоенной Германии актриса Леопольдина Константин, исполнившая роль мадам Себастьян. Это была ее единственная роль в Голливуде. В Америке ее настолько плохо знали, что предложили за роль совсем ничтожный гонорар. Тем не менее созданный ею образ тиранической матери - один из самых запоминающихся образов в фильмах Хичкока.

Съёмки

Съемки проводились в основном в павильоне, в некоторых сценах (например, в сцене, когда полицейский останавливает машину главных героев на ночной дороге) использовался рир-экран.

Знаменитый кадр из Дурной славы - непрерывный наезд камеры на ключ в руке Ингрид Бергман. Этот ключ не зря стал чем-то вроде символа саспенса в этом фильме и изображался практически на всех постерах к нему.

Также знаменитая сцена из фильма - непрерывный кадр, когда целующиеся Кэри Грант и Ингрид Бергман идут через комнату к телефону. Эта сцена нарушала действующий тогда кодекс, в соответствии с которым экранный поцелуй должен длиться не более нескольких секунд. Хичкок называл эту сцену одной из своих самых любимых.

Интересно, что на крупных планах разница в росте между Клодом Рейнсом и Ингрид Бергман так бросалась в глаза, что когда они появлялись в кадре рядом, Рейнсу приходилось подставлять ящик. Во время съемок сцены, где они встречаются, идя навстречу друг другу, пришлось из-за этого подставить неровный деревянный помост, который поднимался по мере того, как Рейнс приближался к камере.

Интересно

Франсуа Трюффо называл Дурную славу квинтэссенцией творчества Хичкока и своим любимейшим фильмом этого режиссера.

Хотя Хичкок всегда утверждал, что придумал историю с ураном, который хранился в винных бутылках, задолго до ядерных ударов по Японии (еще во время работы над сценарием с Хехтом в начале 1945 года) и тем самым оказался кем-то вроде пророка, который предсказал создание атомной бомбы, факты говорят о том, что соответствующие изменения в сценарии были сделаны незадолго до начала съемок осенью 1945 года, т.е. после того, как атомные бомбы уже были сброшены на Хиросиму и Нагасаки.

Также Хичкок утверждал, что во время съемок ФБР наблюдало за ним, так как в фильме фигурировал уран для атомной бомбы, а проект Манхэттен (проект по созданию атомной бомбы в США) был тогда главной военной тайной Америки. Якобы ФБР заинтересовалось Хичкоком после того, как он и Хехт в мае или июне 1945 года посетили доктора Милликана в Калифорнийском Технологическом Институте и говорили с ним о возможности создания ядерного оружя. Никаких документальных подтверждений слежки ФБР за Хичкоком нет. Но известно, что в мае 1945 года Селзник получил от ФБР предупреждение, в котором ему сообщалось, что все фильмы, в которых идет речь об офицерах американской разведки, должны получить перед выходом на экраны одобрение соответствующих государственных структур. Об этом сообщили и Хичкоку, и тот, видимо, был вдохновлен этим фактом на рассказы о слежке за ним агентов ФБР.







  







 реклама н
return_links(4); ?>
а сайте
return_links(); ?>